Уход за кожей у тяжелых больных

Мыло
или антисептический раствор (для мытья
рук).

Моющий
раствор для обработки кожи тяжелобольного
пациента (мыльный или раствор уксуса –
1-2 ст. ложки на 0,5 л воды).

Емкость
с водой (t
370)
– 1 шт. Мыло (25 г) или жидкое. Увлажняющий
крем – 1 шт.

Фартук
непромокаемый одноразовый – 1 шт. Клеёнка
подкладная – 1 шт.

Одноразовые
салфетки из нетканого материала – не
менее 15 шт.

Полотенце
– 5 шт. Пелёнка – 1 шт.

Простыня
– 1 шт. Чистое нательное белье.

Контейнер
для дезинфекции – 1 шт.

Диспенсер
с одноразовым полотенцем.

Алгоритм выполнения манипуляции

I.
Подготовка к процедуре:

  1. Подготовить
    все необходимое для процедуры, закрыть
    окна, обеспечить пациенту условия
    конфиденциальности.

  2. Объяснить
    пациенту ходи цель процедуры, если
    пациент в бессознательном состоянии
    – дать необходимые разъяснения его
    представителям (родственникам).

  3. Вымыть
    и осушить руки (с использованием мыла
    или антисептика).

  4. Надеть
    одноразовый фартук.

  5. Раздеть
    пациента до пояса и накрыть оголенную
    часть туловища простыней.

II.
Выполнение процедуры:

  1. В
    моющем растворе для обработки кожи
    пациента смочить одноразовую салфетку
    и протереть лицо в следующей
    последовательности: веки, лоб, щеки,
    нос, уши, область вокруг рта, подбородок,
    а так же шею.

  2. Полотенцем
    обернуть кисть своей руки и ладонной
    поверхностью вытереть лицо и шею
    пациента.

  3. Положить
    пациенту на грудь и под руку с
    противоположной от медицинского
    работника стороны чистое полотенце.

  4. Взять
    чистую салфетку, вымыть ею руку пациента
    с противоположной от медицинского
    работника стороны. Мытье начинать с
    пальцев кисти, поддерживая ее снизу
    своей рукой. Затем вымыть руку выше, до
    подмышечной впадины и вытереть насухо.

  5. То
    же повторить с другой рукой.

  6. Скатать
    простынь, лежащую на груди пациента.
    Протереть чистой салфеткой грудь и
    живот сверху вниз, до паховой области.
    Во время мытья следить за тем, чтобы не
    сместить и не намочить любые повязки,
    дренажи, канюли.

  7. Затем
    вытереть насухо грудь и живот, накрыть
    сухой простыней.

  8. Повернуть
    пациента поочередно на левый и правый
    бок, обтереть и просушить кожу спины.

  9. Обнажить
    нижнюю часть туловища. Подложить один
    конец полотенца под ногу пациента с
    противоположной от медицинского
    работника стороны, а другим концом
    накрыть вторую его ногу и область
    гениталий. Начинать мытье ноги с
    противоположной от медицинского
    работника стороны, продвигая салфетку
    от области коленного сустава вверх.

  10. Перейти
    к мытью ноги от колена вниз, к лодыжке.
    Вымыть стопу и межпальцевые промежутки.
    Ногу при мытье приподнять, чтобы не
    оставалось недоступных мест необходимо
    поддерживать ее в области лодыжки.
    Заменить салфетку.

  11. Вытереть
    насухо ногу от бедра до лодыжки; повторить
    те же манипуляции на другой стороне.

III.
Окончание процедуры:

  1. Надеть
    на пациента чистое нательное белье.

  2. Придать
    пациенту удобное положение в постели.

  3. Накрыть
    пациента одеялом.

  4. Поместить
    использованное белье в непромокаемый
    мешок.

  5. Снять
    фартук, убрать в емкость для дезинфекции.

  6. Вымыть
    и осушить руки (с использованием мыла
    или антисептика).

  7. Сделать
    соответствующую запись о выполненной
    процедуре в медицинской документации.

Достигаемые
результаты и их оценка
Тело
пациента очищено от загрязнений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Кожа должна быть чистой, чтобы нормально функционировать. Для этого необходимо проводить ее утренний и вечерний туалет. Кожа человека загрязняется выделениями сальных и потовых желез, роговыми чешуйками, пылью, особенно в подмышечных впадинах и в складках кожи под молочными железами у женщин. Кожа промежности дополнительно загрязняется выделениями из мочеполовых органов и кишечника.

Пациента следует мыть в ванне или под душем не реже одного раза в неделю. Если пациент ослаблен, его рекомендуется мыть под душем и в ванной, усадив на стульчик. Ежедневно пациенту необходимо умывание, подмывание, мытье рук перед приемом пищи.

Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы:

  • установить в ванне специальное сиденье или стульчик;
  • отрегулировать температуру воды до 35-37°С;
  • помочь пациенту снять одежду;
  • предупредить пациента в необходимости сообщения о возможном ухудшении его самочувствия (сердцебиение, одышка и прочее);
  • помочь пациенту стать в ванну, затем устроиться на сидении, поддерживая его сзади под локти;
  • надеть резиновые перчатки;
  • сложить салфетку в несколько слоев, попросить пациента прикрыть ею глаза;
  • смочить волосы пациента, поливая их водой из душа;
  • нанести шампунь и мыть волосы обеими руками, бережно массируя голову, пока волосы не будут полностью намылены;
  • смыть водой мыльную пену;
  • убрать пеленку, закрывающую глаза, вытереть волосы;
  • помочь пациенту последовательно вымыть туловище, верхние конечности, шею, грудь, спину, нижние конечности, паховую область, промежность, используя мягкую мочалку или махровую варежку;
  • вытереть насухо тело пациента (желательно мягким махровым полотенцем), уделяя внимание пальцам нижних конечностей, помочь выйти из ванны (при необходимости, оказать помощь вдвоем);
  • помочь причесаться, надеть одежду и обувь.

Примечание: таким же способом проводят мытье пациента в ванной.

Если ванна или душ противопоказаны, необходимо проводить обтирание пациента в постели:

  • подготовить емкость с водой (температура 36-37°С), клеенку, салфетку, резиновые перчатки, махровую рукавичку, 2 махровых полотенца;
  • надеть резиновые перчатки;
  • промыть махровой рукавичкой (без мыла) веки одного глаза пациента от внутреннего угла к наружному;
  • вытереть веки насухо махровым полотенцем;
  • промыть другой стороной рукавички веки второго глаза;
  • вытереть веки насухо махровым полотенцем;
  • вымыть махровой рукавичкой лоб, нос, щеки;
  • вытереть насухо махровым полотенцем;
  • вымыть с мылом шею и ушные раковины (мылом пользоваться умеренно);
  • ополоснуть, вытереть насухо;
  • откинуть простыню с одной руки пациента, положить полотенце под эту руку;
  • махровой варежкой вымыть, ополоснуть;
  • вытереть насухо, используя полотенце, лежащее под рукой, предплечье пациента, плечо и подмышечную впадину, поддерживая руку в области суставов;
  • вымыть кисть руки в емкости, предварительно постелив клеенку на постель рядом с пациентом и поставив на нее емкость;
  • убрать емкость и клеенку с постели пациента;
  • вытереть насухо кисть и накрыть простыней;
  • откинуть простыню с другой руки пациента и в такой же последовательности вымыть ее и высушить;
  • свернуть простыню в рулон, освобождая грудь и живот;
  • вымыть грудь и живот пациента;
  • ополоснуть и вытереть насухо (у женщин осмотреть кожу под грудью);
  • укрыть грудь и живот простыней, раскатывая к нижним конечностям;
  • положить полотенце под одну из нижних конечностей;
  • вымыть махровой варежкой бедро, колено, голень;
  • ополоснуть, вытереть насухо полотенцем;
  • убрать полотенце из-под ноги, ногу согнуть в колене, постелить клеенку и поставить емкость с водой;
  • опустить стопу в емкость с водой;
  • вымыть, ополоснуть и просушить стопу, уделяя внимание коже между пальцами;
  • убрать емкость с водой и клеенку;
  • вымыть другую ногу в той же последовательности;
  • накрыть ноги пациента, помочь пациенту повернуться набок, спиной к вам;
  • положить полотенце поверх простыни вдоль спины и ягодиц пациента;
  • вымыть, ополоснуть и насухо вытереть шею, спину, ягодицы пациента, внимательно осматривая кожу на предмет выявления пролежней;
  • расстелить под ягодицами пациента клеенку, поставить судно и повернуть пациента на спину;

    сменить воду в емкости.
Читайте также:  уход за кожей биология

Если пациент может самостоятельно вымыть область промежности, предложите ему это сделать самому, оставив его наедине. В противном случае проведите процедуру сами.

Уход за промежностью женщины:

  • помочь пациентке согнуть ноги в коленях и расставить их;
  • постелить клеенку на постель, сверху — салфетку;
  • надеть махровую рукавичку, намылить ее;
  • намылить лобок;
  • ополоснуть лобок;
  • ополоснуть рукавичку;
  • раздвинуть половые губы и промыть одну половую губу, затем другой стороной рукавички промыть вторую половую губу (движения рукавички в направлении от лобка к анальному отверстию);
  • ополоснуть рукавичку в емкости с водой;
  • раздвинуть половые губы и промыть область между половыми губами, промежность в направлении от лобка к анальному отверстию;
  • ополоснуть лобок, половые губы, промежность пациентки;
  • вытереть насухо лобок, половые губы, промежность пациентки в той же последовательности;
  • вымыть, ополоснуть и высушить область анального отверстия в направлении от гениталий к анусу;
  • убрать клеенку и салфетку;
  • выстирать махровую рукавичку, вылить воду;
  • ополоснуть емкость, снять резиновые перчатки, вымыть руки.

Уход за промежностью мужчины:


    Подготовка к уходу такая же, как у женщин:

  • взять одной рукой половой член, оттянуть крайнюю плоть, вымыть головку полового члена круговыми движениями намыленной рукавичкой в направлении от мочеиспускательного канала к периферии;
  • смыть мыло с рукавички, прополоскать ее; ополоснуть и насухо промокнуть индивидуальным полотенцем головку полового члена в той же последовательности;
  • вернуть крайнюю плоть в естественное положение; вымыть, ополоснуть и насухо вытереть остальные участки полового члена по направлению к лобку;
  • помочь пациенту согнуть ноги в коленях и раздвинуть их;
  • вымыть, ополоснуть и промокнуть насухо кожу мошонки;
  • помочь пациенту повернуться набок, спиной к вам;
  • вымыть, ополоснуть и насухо вытереть область анального отверстия;
  • убрать клеенку и салфетку;
  • выстирать махровую рукавичку;
  • вылить воду и ополоснуть емкость;
  • снять перчатки, вымыть руки.


Источник

Цель: поддержание чистоты кожи, ее нормальное функционирование, профилактика опрелостей, пролежней.

Оснащение: клеенка подкладная, пеленка, почкообразный лоток, теплая вода (37 °С), мыло жидкое, столовый 6%-ный уксус или спирт, увлажняющий крем, большие салфетки или полотенца (3—4 шт.), чистое нательное и постельное белье, ножницы, фартук непромокаемый, перчатки, контейнер для дезинфекции.

В таблице 52 представлена последовательность действий при уходе за кожей пациента.

Таблица 52

Этап

Обоснование

Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту или его родственникам о предстоящей процедуре и ее цели, получить устное согласие на процедуру

Обеспечение права пациента на информацию

2. Обеспечить конфиденциальность

3. Закрыть форточки, двери, подготовить оснащение

Обеспечить условия для проведения процедуры

4. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить

Обеспечение инфекционной безопасности

5. Надеть непромокаемый фартук

Обеспечение инфекционной безопасности

6. Переместить пациента к краю кровати, ближе к себе, раздеть до пояса, закрыв грудь простыней

Обеспечение правильной биомеханики тела сестры во время мытья. Укрывание с целью уменьшения риска переохлаждения пациента во время обтирания

Выполнение процедуры

1. Приготовить моющий раствор

Можно добавить столовую ложку столового уксуса или спирта на 1 л воды

2. Убедиться, что вода теплая, проверить температуру воды запястьем

Обеспечение безопасности пациента. Исключение опасности ожога и переохлаждения

3. Смочить одноразовую салфетку или часть полотенца, слегка отжав ее

4. Протереть лицо по массажным линиям в последовательности: веки, лоб, щеки, нос, уши, область вокруг рта, подбородок, шея

5. Вытереть лицо в той же последовательности, обернутой в полотенце своей ладонью. Убедиться, что кожа за ушами вытерта насухо

Исключение опасности образования опрелостей за ушами

6. Откинуть простыню, который накрыт пациент, с руки, наиболее удаленной от вас. Положить полотенце на грудь и под руку, вдоль нее, вымыть, ополоснуть и вытереть насухо. Обтирание начинать с пальцев кисти, поддерживая ее снизу своей рукой. Затем вымыть руку до подмышечной впадины пациента. Для вытирания использовать полотенце, лежащее под рукой.

Во время мытья и вытирания поддерживайте руку в области суставов

Обеспечение правильной последовательности ухода и биомеханики тела сестры во время мытья

7. То же повторить с другой рукой

8. Скатать простыню, лежащую на груди

9. Обтереть таким же образом грудь, живот, вытереть насухо, накрыть простыней.

У женщин осмотреть кожу под грудными железами, обработать, высушить и нанести крем

Исключение опасности образования опрелостей под грудными железами

10. Откинуть простыню с той ноги пациента, которая наиболее удалена от вас. Положить один конец полотенца под ногу, вдоль нее.

Вымыть ногу от коленного сустава вверх.

Затем вымыть ногу от коленного сустава вниз, к лодыжке, уделяя внимание межпальцевым пространствам. Заменить салфетку

При необходимости вымыть ноги в емкости с водой, попросить пациента согнуть ногу в колене, положить на кровать клеенку (впитывающую пеленку), поставить емкость с водой, затем поставить стопу в воду, вымыть и ополоснуть ногу, помочь извлечь ее из воды и поставить на полотенце

11. Вытереть ногу насухо от бедра до лодыжки, накрыть простыней

Исключение опасности образования опрелостей между пальцами. Исключение переохлаждения пациента

12. Обтереть таким же образом, другую ногу

Завершение процедуры

1. Сменить нательное и постельное белье

При загрязнении

2. Убедиться, что пациент лежит комфортно, укрыть одеялом

Обеспечение постельного режима

3. Поместить использованное нательное и постельное белье в непромокаемый мешок, отдать сестре-хозяйке

Обеспечение инфекционной безопасности

4. Снять фартук, убрать для дезинфекции в соответствующую упаковку

Обеспечение инфекционной безопасности

5. Вымыть руки гигиеническим способом

Соблюдение личной гигиены медицинской сестры и инфекционной безопасности

6. Убедиться, что пациент удовлетворен качеством ухода, кожные покровы чистые, гиперемии и повреждений кожи нет

Текущая оценка ухода

7. Сделать запись о выполненной процедуре в температурном листе или другой медицинской документации

Соблюдение требований к преемственности в работе

Читайте также:  косметика по уходу за кожей лица после 30 лет название отзывы

Примечание. Современные технологические приемы мытья тела специальными влажными салфетками заменяют полноценную обработку, они очищают, увлажняют, дезодорируют кожу, при этом не нужна вода для полоскания и смывания. Салфетки пропитаны антибактериальными средствами, эффективными в отношении кишечной палочки, стафилококков, стрептококков, сальмонелл. В упаковке восемь салфеток: для лица и шеи, груди, левой руки, правой руки, промежности, ягодиц, правой ноги и левой ноги.

Источник

Îãðàíè÷åíèå ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÷åëîâåêà è åãî ñïîñîáíîñòè ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ. Îñîáåííîñòè óõîäà çà ïàöèåíòàìè. Óõîä çà ïîñòåëüíûì áåëüåì òÿæåëîáîëüíîãî ïàöèåíòà. Âàæíåéøèå óñëîâèÿ íîðìàëüíîé äåÿòåëüíîñòè êîæè. Óõîä çà âîëîñàìè è êîæåé ãîëîâû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà //www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà //www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

1. Óõîä çà ïîñòåëüíûì áåëüåì òÿæåëîáîëüíîãî ïàöèåíòà

2. Óõîä çà êîæåé

3. Óõîä çà âîëîñàìè è êîæåé ãîëîâû

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

Ðèñ. 1. Ñïîñîáû ñìåíû ïîñòåëüíîãî áåëüÿ ó òÿæåëîáîëüíîãî:

à — ïåðâûé ñïîñîá, á — âòîðîé ñïîñîá

Åñëè áîëüíîìó çàïðåùåíî äâèãàòüñÿ, òî ãðÿçíóþ ïðîñòûíþ ñêàòûâàþò ñâåðõó è ñíèçó äî ïîëîâèíû òóëîâèùà áîëüíîãî, îäíîâðåìåííî ñâåðõó ïîäêëàäûâàþò ÷èñòóþ ïðîñòûíþ è ðàññòèëàþò åå ñâåðõó âíèç; çàòåì ãðÿçíóþ ïðîñòûíþ óáèðàþò ñíèçó, à ÷èñòóþ ïðîñòûíþ ïîäâîäÿò ñâåðõó è ïîëíîñòüþ ðàñïðàâëÿþò (ðèñ. 1, á).

Ïðè ñìåíå ðóáàøêè ó òÿæåëîáîëüíîãî ïîäâîäÿò ðóêó ïîä åãî ñïèíó, ïîäòÿãèâàþò çà êðàé ðóáàøêè äî çàòûëêà, ñíèìàþò åå ÷åðåç ãîëîâó è îñâîáîæäàþò ðóêàâà (ðèñ. 2, à). Ïðè ïîâðåæäåíèè îäíîé èç ðóê ñíà÷àëà ñíèìàþò ðóáàøêó ñî çäîðîâîé. Íàäåâàþò ðóáàøêó, íàîáîðîò, íà÷èíàÿ ñ áîëüíîé ðóêè, è ïðîïóñêàþò åå çàòåì ÷åðåç ãîëîâó ïî íàïðàâëåíèþ ê êðåñòöó áîëüíîãî (ðèñ. 2, á).

Ðèñ.2. Ñìåíà íàòåëüíîãî áåëüÿ ó òÿæåëîáîëüíîãî

Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé áîëüíûì ïîäàþò ïîäêëàäíîå ñóäíî è ìî÷åïðèåìíèê

×èñòîå ñóäíî ñ âîäîé ïîäâîäÿò ïîä ÿãîäèöû áîëüíîãî, ïðåäâàðèòåëüíî ïîïðîñèâ åãî ñîãíóòü íîãè â êîëåíÿõ è ïîìîãàÿ åìó ñâîáîäíîé ðóêîé íåñêîëüêî ïðèïîäíÿòü òàç. Ïîñëå èñïîëüçîâàíèÿ ñóäíà åãî òùàòåëüíî ìîþò ãîðÿ÷åé âîäîé è äåçèíôèöèðóþò 3 % ðàñòâîðîì õëîðàìèíà èëè ëèçîëà.

Ïðè ïîäà÷å ìî÷åïðèåìíèêà íóæíî ïîìíèòü, ÷òî íå âñå áîëüíûå ìîãóò ñâîáîäíî ïîìî÷èòüñÿ, ëåæà â ïîñòåëè. Ïîýòîìó ìî÷åïðèåìíèê äîëæåí áûòü îáÿçàòåëüíî òåïëûì. Ïîñëå ìî÷åèñïóñêàíèÿ ìî÷åïðèåìíèê îïîðîæíÿþò è õîðîøî ïðîìûâàþò.

Ïðè ïëîõîì óõîäå çà êîæåé è ðåçêîì îñëàáëåíèè îðãàíèçìà ïàöèåíòà íà ó÷àñòêàõ êîæè, ïîäâåðãàþùèõñÿ äàâëåíèþ èëè òðåíèþ òåëà, âîçíèêàþò ïðîëåæíè.

Ïðîëåæíè — ãëóáîêèå ïîðàæåíèÿ êîæè è ìÿãêèõ òêàíåé âïëîòü äî èõ îìåðòâåíèÿ, âîçíèêàþùèå ïðè äëèòåëüíîì ñäàâëèâàíèè ìåæäó êîñòíûìè îáðàçîâàíèÿìè è âíåøíèìè ïðåäìåòàìè, íàïðèìåð ïîâåðõíîñòüþ ìàòðàöà, ãèïñîâîé ëàíãåòîé è äð. Ïðîëåæíè îñîáåííî ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ â îáëàñòè êðåñòöà, êîï÷èêà, ëîäûæåê, áóãðà ïÿòî÷íîé êîñòè, ìûùåëêîâ è âåðòåëà áåäðà. Ê ïðåäïîëàãàþùèì ôàêòîðàì îòíîñÿòñÿ íàðóøåíèÿ ìåñòíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, èííåðâàöèè è ïèòàíèÿ òêàíåé. Ïðîëåæíè ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ âåçäå, ãäå êîñòíûå âûñòóïû. Ïðè ïîëîæåíèè ïàöèåíòà íà ñïèíå ýòî — êðåñòåö, ïÿòêè, ëîïàòêè, èíîãäà çàòûëîê è ëîêòè. Ïðè ïîëîæåíèè ñèäÿ ýòî — ñèäàëèùíûå áóãðû, ñòîïû íîã, êîëåíêè, ïàëüöû íîã ñ òûëüíîé ñòîðîíû, ãðåáíè ïîäâçäîøíûõ êîñòåé.

Óñòàíîâëåíû òðè îñíîâíûõ ôàêòîðà, ïðèâîäÿùèõ ê îáðàçîâàíèþ ïðîëåæíåé: äàâëåíèå, «ñðåçûâàþùàÿ» ñèëà, òðåíèå.

Äàâëåíèå — ïîä äåéñòâèåì ñîáñòâåííîãî âåñà òåëà ïðîèñõîäèò ñäàâëèâàíèå òêàíåé îòíîñèòåëüíî ïîâåðõíîñòè, íà êîòîðóþ îïèðàåòñÿ ÷åëîâåê. Ïðè ñäàâëåíèè òêàíåé äèàìåòð ñîñóäîâ óìåíüøàåòñÿ, â ðåçóëüòàòå èøåìèè íàñòóïàåò ãîëîäàíèå òêàíåé. Ïðè ïîëíîì ñäàâëåíèè â òå÷åíèå äâóõ ÷àñîâ îáðàçóåòñÿ íåêðîç. Ñäàâëåíèå óçâèìûõ òêàíåé åùå áîëåå óñèëèâàåòñÿ ïîä äåéñòâèåì òÿæåëîãî ïîñòåëüíîãî áåëüÿ, ïëîòíûõ ïîâÿçîê, îäåæäû.

«Ñðåçûâàþùàÿ ñèëà» — ðàçðóøåíèå è ìåõàíè÷åñêîå ïîâðåæäåíèå òêàíåé ïðîèñõîäèò ïîä äåéñâòèåì íåïðÿìîãî äàâëåíèÿ. Îíî âûçûâàåòñÿ ñìåùåíèåì òêàíåé îòíîñèòåëüíî îïîðíîé ïîâåðõíîñòè. Ìèêðîöèðêóëÿöèÿ â íèæåëåæàâøèõ òêàíÿõ íàðóøàåòñÿ, è òêàíü ïîãèáàåò îò êèñëîðîäíîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ñìåùåíèå ïðîèñõîäèò, êîãäà ïàöèåíò «ñúåçæàåò» ïî ïîñòåëè âíèç èëè ïîäòÿãèâàåòñÿ ê åå èçãîëîâüþ.

Òðåíèå — ÿâëÿåòñÿ êîìïîíåíòîì «ñðåçûâàþùåé ñèëû», îíî âûçûâàåò îòñëîéêó ðîãîâîãî ñëîÿ êîæè è ïðèâîäèò ê èçúÿâëåíèþ åå ïîâåðõíîñòè. Òðåíèå âîçðàñòàåò ïðè óâëàæíåíèè êîæè. Íàèáîëåå ïîäâåðæåíû òàêîìó âîçäåéñòâèþ ïàöèåíòû ñ íåäåðæàíèåì ìî÷è, óñèëåííûì ïîòîîòäåëåíèåì, âî âëàæíîì è íå âïèòûâàþùèõ âëàãó ïîåðõíîñòÿõ Îáóxîâeö, Ò.Ï. Îcíîâû cecòðèícêîãî äeëa / Ò.Ï. Îáóxîâeö, Ò.A. Cêëûðîâa, Î.Â. ×eðíîâa. — Èçäaíèe 6-e. — Ðîcòîâ í/Ä: Ôeíèêc, 2005. — 316 C..

Ïðèçíàêàìè ïðîëåæíåé ÿâëÿåòñÿ ïîÿâëåíèå ó÷àñòêà êîæè ñèíþøíî-êðàñíîãî öâåòà áåç ÷åòêèõ ãðàíèö. Çàòåì ñëóùèâàåòñÿ ýïèäåðìèñ, îáðàçóþòñÿ ïóçûðè. Äàëåå ïðîèñõîäèò íåêðîç òêàíåé, ðàñïðîñòðîíÿþùèéñÿ âãëóáü è â ñòîðîíû. Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñòåïåíüþ ïîðàæåíèÿ.

1 ñòåïåíü — îãðàíè÷åíà ýïèäåðìàëüíûìè è êîæíûìè ñëîÿìè. Êîæíûé ïîêðîâ íàðóøåí. Íàáëþäàåòñÿ óñòîé÷èâàÿ ãèïåðåìèÿ ñ ñèíþøíî-êðàñíûìè ïÿòíàìè, íåïðîõîäÿùàÿ ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ äàâëåíèÿ. Ëå÷åíèå êîíñåðâàòèâíîå.

2 ñòåïåíü — íåãëóáîêèå ïîâåðõíîñòíûå íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ, ðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ íà ïîäêîæíûé æèðîâîé ñëîé. Ñîõðàíÿåòñÿ ñòîéêàÿ ãèïåðåìèÿ ñ ñèíþøíî-êðàñíûìè ïÿòíàìè. Ïðîèñõîäèò îòñëîéêà ýïèäåðìèñà. Ëå÷åíèå êîíñåðâàòèâíîå.

3 ñòåïåíü — ïîëíîå ðàçðóøåíèå êîæíîãî ïîêðîâà âî âñþ åãî òîëùèíó äî ìûøå÷íîãî ñëîÿ ñ ïðîíèêíîâåíèåì â ñàìó ìûøöó.

4 ñòåïåíü — ïîðàæåíèå âñåõ ìÿãêèõ òêàíåé. Îáðàçîâàíèå ïîëîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì â íåé íèæåëåæàùèõ òêàíåé (ñóõîæèëèÿ, âïëîòü äî êîñòè).

Òðåòüÿ è ÷åòâåðòàÿ ñòåïåíè ëå÷àòñÿ ïðè ïîìîùè õèðóðãè÷åñêîãî âñêðûòèÿ è óäàëåíèÿ îìåðòâåâøèõ òêàíåé.

Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ îáðàçîâàíèþ ïðîëåæíåé ñïîñîáñòâóåò ïëîõîé óõîä çà áîëüíûì — íåáðåæíûé óõîä çà êîæíûìè ïîêðîâàìè, íåñâîåâðåìåííîå ïåðåñòèëàíèå ïîñòåëè, íåäîñòàòî÷íàÿ àêòèâèçàöèÿ ïàöèåíòà è ò. ä. Áîëüøaÿ ýíöèêëîïeäèÿ ôeëüäøeða è ìeäcecòðû / È.Â. Aâäèeíêî è äð. — Ì.: Ýêcìî, 2009. — C. 457

Ïðîôèëàêòèêà ïðîëåæíåé ñâîäèòñÿ ê ïîñòîÿííîìó êîíòðîëþ çà ñîñòîÿíèåì ïîñòåëè òÿæåëîáîëüíîãî è åãî íàòåëüíûì áåëüåì (ñâîåâðåìåííîå óñòðàíåíèå íåðîâíîñòåé, ãðóáûõ øâîâ, ðàçãëàæèâàíèå ñêëàäîê, ñòðÿõèâàíèå êðîøåê).  ïðîôèëàêòè÷åñêèõ öåëÿõ ïðèìåíÿþò òàêæå ñïåöèàëüíûå ïîäêëàäíûå ðåçèíîâûå êðóãè, êîòîðûå ïîìåùàþò ïîä òå îáëàñòè òåëà, êîòîðûå ïîäâåðãàþòñÿ äëèòåëüíîìó äàâëåíèþ (íàïðèìåð, ïîä êðåñòåö). Ïîäêëàäíîé êðóã äîëæåí áûòü íàäóò äîâîëüíî ñëàáî, ÷òîáû îí èçìåíÿë ñâîþ ôîðìó ïðè äâèæåíèÿõ áîëüíîãî (ðèñ. 3). Âìåñòî ïîäêëàäíîãî êðóãà ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ òêàíåâûå ìàòðàöû, íàïîëíåííûå, íàïðèìåð, ëüíÿíûì ñåìåíåì, à òàêæå ñïåöèàëüíûå ïðîðåçèíåííûå ìàòðàöû, ñîñòîÿíèþ èç ìíîãèõ âîçäóøíûõ êàìåð. Ñòåïåíü íàïîëíåíèÿ âîçäóõîì îòäåëüíûõ êàìåð àâòîìàòè÷åñêè èçìåíÿåòñÿ êàæäûå òðè ìèíóòû, òàê ÷òî ïðîèñõîäÿò ïîñòîÿííûå ïîäúåì è îïóñêàíèå ðàçëè÷íûõ ñåêöèé ìàòðàöà, âñëåäñòâèå ÷åãî òî÷êè ñîïðèêîñíîâåíèÿ åãî ñ òåëîì áîëüíîãî âñå âðåìÿ îêàçûâàþòñÿ ðàçëè÷íûìè.

Читайте также:  прибор массажный winglim для ухода за кожей и коррекции фигуры от desheli

Ðèñ. 3. Ïðèìåíåíèå ïîäêëàäíîãî êðóãà

Íåîáõîäèìî òàêæå ñòðåìèòüñÿ ê ñèñòåìàòè÷åñêîìó èçìåíåíèþ ïîëîæåíèÿ áîëüíîãî, ïîâîðà÷èâàÿ åãî â ïîñòåëè (íà ïðàâûé, ëåâûé áîê è ò. ä.) ìèíèìóì 8-10 ðàç â ñóòêè.  ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïðîëåæíè ÷àùå îáðàçóþòñÿ íà çàãðÿçíåííîé êîæå, êîæíûå ïîêðîâû â ñîîòâåòñòâóþùèõ ìåñòàõ (êðåñòåö, óãëû ëîïàòîê, îñòèñòûå îòðîñòêè ïîçâîíêîâ è äð.) íåîáõîäèìî 2 3 ðàçà â äåíü îáìûâàòü õîëîäíîé âîäîé ñ ìûëîì, ïðîòèðàÿ çàòåì ñàëôåòêàìè, ñìî÷åííûìè êàìôîðíûì ñïèðòîì èëè îäåêîëîíîì, è ïðèïóäðèâàÿ òàëüêîì (ðèñ. 4) Ìûøêèía, A.Ê. Cecòðèícêîe äeëî. Cïðaâî÷íèê. Ì.: èçä-âî «Äðîôa», 2008. — C. 221.

Ëå÷èòü îáðàçîâàâøèåñÿ ïðîëåæíè çíà÷èòåëüíî òðóäíåå, ÷åì ïðåäóïðåäèòü èõ âîçíèêíîâåíèå.  íà÷àëüíûõ ñòàäèÿõ ðåêîìåíäóþò ñìàçûâàíèå ïîðàæåííûõ ó÷àñòèâ 5-10 % ðàñòâîðîì éîäà, 1 % ðàñòâîðîì áðèëëèàíòîâîé çåëåíè, ïðèìåíåíèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåòîäîâ (ÓÂ×, óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå). Ïîâåðõíîñòü ïðîëåæíåé ïîêðûâàþò àñåïòè÷åñêîé ïîâÿçêîé. Ïîñëå îòòîðæåíèÿ íåêðîòè÷åñêèõ ìàññ ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ìàçåâûå ïîâÿçêè îáùåñòèìóëèðóþùóþ òåðàïèþ (ïåðåëèâàíèå êðîâè ïëàçìû), â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ — îïåðàöèþ ïåðåñàäêè êîæè. Ýòàïû ïðîôèëàêòèêè îáðàçîâàíèÿ ïðîëåæíåé ïðåäñòàâëåíû â ïðèëîæåíèè 1.

Ðèñ. 4. Îáðàáîòêà áîëüíîãî ñ ïðîëåæíÿìè

Ïàöèåíòû, íàõîäÿùèåñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ â ïîñòåëè, íóæäàþòñÿ â ïîñòîÿííîì óõîäå çà âîëîñàìè. Íåîáõîäèìî ñëåäèòü, ÷òîáû â âîëîñàõ íå îáðàçîâàëàñü ïåðõîòü è íåì ïëÿâèëèñü íàñåêîìûå (âøè). Ìóæ÷èí ñòðåãóò êîðîòêî è ðàç â íåäåëþ ìîþò èì ãîëîâó âî âðåìÿ ãèãèåíè÷åñêîé âàííû. Òåì ïàöèåíòàì, êîòîðûì âàííû çàïðåùåíû, ìîæíî âûìûòü ãîëîâó â êðîâàòè, åñëè èõ ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò. Ãîðàçäî ñëîæíåå ñëåäèòü çà ÷èñòîòîé ãîëîâû ó æåíùèí, èìåáùèõ äëèííûå âîëîñû.

Ïëîõîé óõîä çà âîëîñàìè ñ íåðåãóëÿðíûì ìûòüåì ìîæåò ïðèâîäèòü ê èõ ïîâûøåííîé ëîìêîñòè, âûïàäåíèþ, îáðàçîâàíèþ êîæíûõ ïîêðîâàõ ãîëîâû æèðíûõ èëè ñóõèõ îòðóáåâèäíûõ ÷åøóåê (ïåðõîòè).

Âîëîñû ñëåäóåò ðàñ÷åñûâàòü åæåäíåâíî, ÷òîáû óäàëèòü ïûëü è ïåðõîòü. Äëÿ ýòîãî áóðåò ÷àñòûé ãðåáåíü. Êîðîòêèå âîëîñ ðàñ÷åñûâàþò îò êîðíåé ê êîíöàì, à äëèííûå ðàçäåëÿþò íà ïðÿäè è ìåäëåííî ðàñ÷åñûâàþò ñ êîíöîâ ê êîðíÿì, ñòàðàÿñü íå âûäåðãèâàòü èõ. Ãðåáåíü, ñìî÷åííûé â ðàñòâîðå óêñóñà, õîðîøî âû÷åñûâàåò ïåðõîòü è ïûëü.

Ðèñ. 5. Ìûòüå ãîëîâû òÿæåëîáîëüíîãî â ïîñòåëè

Æèðíûå âîëîñû ìîþò 1 ðàç â íåäåëþ, à ñóõèå è íîðìàëüíûå — 1 ðàç â 10-14 äíåé.

Ìûòüå ãîëîâû ó òÿæåëîáîëüíîãî ïðîâîäÿò â ïîñòåëè (ðèñ. 5). Ïðè ýòîì òàçèê ðàçìåùàþò ó ãîëîâíîãî êîíöà êðîâàòè, à ãîëîâó áîëüíîãî íåñêîëüêî ïðèïîäíèìàþò è çàïðîêèäûâàþò. Äëÿ ìûòüÿ âîëîñ ëó÷øå èñïîëüçîâàòü ìÿãêóþ âîäó (êèïÿ÷åíóþ èëè ñ äîáàâëåíèåì òåòðàáîðàòà íàòðèÿ èç ðàñ÷åòà 1 ÷àéíàÿ ëîæêà íà 1 ë âîäû). Ëó÷øå ïîëüçîâàòüñÿ ïðèãîòîâëåííîé ìûëüíîé ïåíîé. Ïîñëå ìûòüÿ âîëîñû îñòîðîæíî âûòèðàþò ïîëîòåíöåì, ïîñëå ÷åãî òùàòåëüíî è áåðåæíî ðàñ÷åñûâàþò, íà÷èíàÿ îò êîðíÿ, åñëè âîëîñû êîðîòêèå, èëè æå, íàîáîðîò, ñ êîíöîâ ïðè äëèííûõ âîëîñàõ.

Íåîáõîäèìî òàêæå îñóùåñòâëÿòü ñèñòåìàòè÷åñêèé óõîä çà íîãòÿìè. Îäèí ðàç â íåäåëþ íóæíî êîðîòêî ñòðè÷ü áîëüíîìó íîãòè, óäàëÿÿ ñêîïèâøóþñÿ ïîä íèìè ãðÿçü Áîëüøaÿ ýíöèêëîïeäèÿ ôeëüäøeða è ìeäcecòðû / È.Â. Aâäèeíêî è äð. — Ì.: Ýêcìî, 2009. — C. 457.

Òàêèì îáðàçîì, òÿæåëûå è ïðîäîëæèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîÿâëåíèåì ðàçëè÷íûõ ñèìïòîìîâ (îòäûøêà, ëèõîðàäêà, áîëü, óõóäøåíèå àïïåòèòà è äð.), îãðàíè÷åíèåì ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è ñïîñîáíîñòè ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ, íàðóøåíèåì ñïîñîáíîñòè ê óäîâëåòâîðåíèþ îñíîâíûõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé (ïèòüå, åäà, îñâîáîæäåíèå êèøå÷íèêà, ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è äð.). Ïðè ëå÷åíèè òÿæåëîáîëüíîãî, åìó íåîáõîäèì îñîáûé óõîä.

Êîæà äîëæíà áûòü ÷èñòîé, ÷òîáû íîðìàëüíî ôóíêöèîíèðîâàòü. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü åå óòðåííèé è âå÷åðíèé òóàëåò. Êîæà ÷åëîâåêà çàãðÿçíÿåòñÿ âûäåëåíèÿìè ñàëüíûõ è ïîòîâûõ æåëåç, ðîãîâûìè ÷åøóéêàìè, ïûëüþ, îñîáåííî â ïîäìûøå÷íûõ âïàäèíàõ è â ñêëàäêàõ êîæè ïîä ìîëî÷íûìè æåëåçàìè ó æåíùèí. Êîæà ïðîìåæíîñòè äîïîëíèòåëüíî çàãðÿçíÿåòñÿ âûäåëåíèÿìè èç ìî÷åïîëîâûõ îðãàíîâ è êèøå÷íèêà.

Ïàöèåíòà ñëåäóåò ìûòü â âàííå èëè ïîä äóøåì íå ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ. Åñëè ïàöèåíò îñëàáëåí, åãî ðåêîìåíäóåòñÿ ìûòü ïîä äóøåì è â âàííîé, óñàäèâ íà ñòóëü÷èê. Åæåäíåâíî ïàöèåíòó íåîáõîäèìî óìûâàíèå, ïîäìûâàíèå, ìûòüå ðóê ïåðåä ïðèåìîì ïèùè.

Ïðè íåâîçìîæíîñòè åæåäíåâíîãî äóøà îáðàáîòêà êîæè ïîñòåëüíûõ áîëüíûõ ïðîâîäèòñÿ ñëåäóþùèìè ñïîñîáàìè:

— óìûâàíèå áîëüíîãî ïðè ïîìîùè ìÿãêîé ãóáêè, ñìî÷åííîé â òåïëîé âîäå;

— ïðîòèðàíèå êîæè áîëüíîãî âàòíûì òàìïîíîì èëè êîíöîì ïîëîòåíöà, ñìî÷åííûì äåòñêèì î÷èùàþùèì ëîñüîíîì èëè ñëàáûì ðàñòâîðîì óêñóñà, èëè ðàçâåäåííûì âîäîé ýòèëîâûì ñïèðòîì;

3. òùàòåëüíîå îñóøèâàíèå áîëüíîãî — îáòèðàíèå ïîëîòåíöåì íàñóõî, ñ äîïîëíèòåëüíîé îáðàáîòêîé ñêëàäîê òàëüêîì èëè ïðèñûïêîé.

Ëèöî, øåþ è ðóêè ñëåäóåò ìûòü íå ìåíåå äâóõ ðàç â äåíü. Ìûòüå ãîëîâû â ïîñòåëè îñóùåñòâëÿåòñÿ íå ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ. Íîãè äîñòàòî÷íî ìûòü 2-3 ðàçà â íåäåëþ.

Áîëüíûõ, ñòðàäàþùèõ íåäåðæàíèåì êàëà è ìî÷è, à òàêæå òÿæåëîáîëüíûõ íåîáõîäèìî ïîäìûâàòü ïîñëå êàæäîãî àêòà äåôåêàöèè è ìî÷åèñïóñêàíèÿ. Ïåðåä ïîäìûâàíèåì ïîä ÿãîäèöû ëåæàùåãî áîëüíîãî ïîäâîäÿò ïåëåíêó, à çàòåì ïîäêëàäûâàþò ñóäíî èëè òàç. Áîëüíîé ñãèáàåò êîëåíè è ðàçâîäèò íîãè. Íà îáëàñòü ïîëîâûõ îðãàíîâ èç êóâøèíà ëüþò òåïëûé àíòèñåïòè÷åñêèé ðàñòâîð, à âàòíûì òàìïîíîì ïðîòèðàþò êîæó. Äâèæåíèÿ òàìïîíà äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû îò ïðîìåæíîñòè ê çàäíåìó ïðîõîäó, ÷òîáû íå çàíåñòè èíôåêöèþ â ìî÷åïîëîâûå ïóòè.  òàêîì æå íàïðàâëåíèè ïðîòèðàþò êîæó ñóõèì òàìïîíîì. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ òóàëåòà êîæè ïðîìåæíîñòè â òå÷åíèå 5-10 ìèíóò íóæíî ïðîèçâåñòè «ïðîâåòðèâàíèå».  ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ îïðåëîñòåé, ñíà÷àëà èõ î÷èùàþò ëîñüîíîì, çàòåì îáðàáàòûâàþò âàçåëèíîì, ñïåöèàëüíûìè êðåìàìè èëè ïðèñûïêîé.

1. Àááÿñîâ, È.Õ. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà: ó÷åá. äëÿ ñòóä. ñðåä. ïðîô. ó÷åá. çàâåäåíèé // È.Õ. Àááÿñîâ, Ñ.È. Äâîéíèêîâ, Ë. À. Êàðàñåâà è äð.]; ïîä ðåä. Ñ.È.Äâîéíèêîâà. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð Àêàäåìèÿ, 2007. — 336 ñ.

2. Áîëüøàÿ ýíöèêëîïåäèÿ ôåëüäøåðà è ìåäñåñòðû / È.Â. Àâäèåíêî è äð. — Ì.: Ýêñìî, 2009. — 720 ñ.

3. Ìóõèíà, Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ê ïðåäìåòó «Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà». Ó÷åáíîå ïîñîáèå.- Ì.: Ðñäíèê, 2002. — 352 ñ.

4. Ìûøêèíà, À.Ê. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ñïðàâî÷íèê. Ì.: èçä-âî «Äðîôà», 2008. — 256 ñ.

5. Îáóõîâåö, Ò.Ï. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà / Ò.Ï. Îáóõîâåö, Ò.À. Ñêëûðîâà, Î.Â. ×åðíîâà. — Èçäàíèå 6-å. — Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2005. — 505 ñ.

6. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Òîì 1 (ãóìàíèòàðûé, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé, àäìèíèñòðàòèâíî-óïðàâëåí÷åñêèé áëîêè) / Ïîä ðåä. À.Ô. Êðàñíîâà. — Ñ.: ÃÏ «Ïåðñïåêòèâà», 2000. — 368 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник